Так уж сложилось, что и с этой серией игр я начал знакомство со второй части. На одной из первых моих кассет для Спектрума, среди прочего, была игра под названием Saboteur II - Avenging Angel. Причём это была какая-то оригинально взломанная игра - во время загрузки (а это несколько минут) на картинке вместо нормальной одетой во всё чёрное девушки была эта же особа только в совершенно обнаженном виде. Вот и представьте каково было это - грузить подобную игру, когда в комнату в любой момент могут зайти родители) В самой игре наша диверсантка тоже бегала без одежды, но там уже было проще - можно было быстро выключить телик) Обидно что эту кассету, как и все остальные, мои родители выкинули пока я учился быть врачом, а в сети я такую версию игры до сих пор и не нашел. Уже позднее я нашел первую часть игры чтобы посмотреть с чего всё начиналось - и она мне понравилась намного меньше. Всё таки вторая часть получилась масштабнее как количественно, так и качественно. Но... обо всём по порядку...
Игра, известная так же как Saboteur! увидела свет в 1985м году. Выпускает её фирма Durell Software, в архиве которой уже есть такие замечательные игры как Combat Lynx, Harrier Attack! и Scuba Dive. Разработкой игры занимался преимущественно только один человек и имя ему - Клайв Таунсенд (Clive Townsend). Тут следует сказать, что игрушка разрабатывалась не с нуля. Многие идеи были заимствованы из так и не выпущенной на тот момент игры Death Pit, в частности - некоторые графические элементы оформления подземелий и общая концепция лабиринтов. Выходит игра одновременно для домашних 8битных компьютеров Amstrad CPC, Commodore 16, Commodore 64 и ZX Spectrum и версии принципиально друг от друга не отличаются.
Основной жанр игры - экшен. Но лично моё мнение - игра представляет собой платформерную аркаду с лёгкими вкраплениями РПГ-элементов, приключения и бит'эм апа. Платформер - потому что много различных платформ, аркада - потому что не симулятор, за РПГ-элементы отвечает возможность собирать предметы, за приключение - большой лабиринт для исследования, а за бит'эм ап - возможность убивать всех своих врагов врукопашную.
Немного о сюжете... Название игры переводится как саботажник, или, если угодно, диверсант. Поэтому саботированием в игре мы и займёмся. Нам предстоит управлять опытным наёмником, возможно даже ниндзя, который обучен боевым искусствам и хорошо знает как использовать подручные средства для умерщвления всего живого. Нас нанимают, чтобы пробраться в хорошо охраняемый объект, замаскированный под склад. Где-то внутри этого места хранится диск, содержащий имена лидеров повстанцев, который нам и надо выкрасть. И сделать это надо быстро, пока диск не ушел наверх, к людям, которые безжалостно расправятся со всеми повстанцами. Помимо основной задачи (выкрасть диск), есть и второстепенная, необязательная - найти в здании бомбу и заложить её, взорвав весь объект.
Управление. Наш подопечный управляется всего пятью кнопками - четыре для движения + удар. Кнопка вверх используется для взбирания по лестницам, или для удара ногой. Кнопка вниз - для сползания по лестницам или приседания. Кнопка удар используется как для удара рукой, так и для бросания имеющихся предметов. Также эта кнопка используется для подбора предметов.
Геймплей. Уровень в игре всего один, но он настолько большой, что расположен на 118ти экранах. Противостоят вам всего три типа противников - некие абстрактные бойцы в беретах, собаки и автоматические пушки. Собак убить невозможно, надо просто пробегать мимо них как можно быстрее, как и мимо пушек. Потраченная энергия восстанавливается сама по себе, если некоторое время постоять на месте. Помимо рукопашного боя в валяющихся повсюду кучах мусора можно найти разнообразное оружие - кирпичи, камни, звёздочки, гранаты, однако с собой можно нести только одно оружие.
Чтобы поднять реиграбельность, в игре имеется 9 уровней сложности, которые определяют время, дающееся на выполнение задания, количество охранников на уровне, местонахождение бомбы и необходимость открытия дверей специальными пультами. Независимо от уровня сложности, диск с информацией всегда лежит в одном месте, а вот местоположение бомбы и количество закрытых дверей будет меняться.
Я не буду подробно описывать прохождение, чтобы не портить впечатление тем, кто вздумает поиграть в эту игру, только лишь общие сведения:
- весь комплекс состоит из основного здания, на крыше которого находится вертолёт, подвала, через который проникаете вы, приплыв на лодке, подземного тоннеля в котором проходит первое "метро", огромного подземного комплекса, где находится второе "метро" и диск;
- примерный план действий на всех уровнях сложности - найти необходимые пульты, чтобы открыть закрытые двери, добраться до диска, найти бомбу, заложить бомбу, улететь на вертолёте;
- изначальное время остановится, когда вы возьмёте диск. После этого вы можете добираться до вертолёта сколь угодно долго. Правда если вы заложите бомбу, то таймер снова запустится;
- бомба закладывается в том же терминале где берётся диск;
Вобщем игра получилась что надо. Крупные спрайты как протагониста, так и противников, яркая графика, запоминающаяся заглавная музыкальная тема. Журнал "Your Sinclair" отдал ей 55е место в своём списке лучших игр "Your Sinclair Top 100". Журнал "Crash" называл игру лучшей игрой, вышедшей в этом году.
Под спойлером немного хелпа для вздумающих поиграть.
Commodore 16
Commodore 64
Как и всякую хорошую игру, Saboteur'а ожидало продолжение. Выпускает его спустя два года (в 1987м) та же Durell Software. Основным разработчиком по-прежнему числится Клайв Таунсенд, однако в помошниках у него значится Роб Хаббард (Rob Hubbard) - талантливый композитор, написавший музыку к множеству хитов на 8битных компьютерах. Игра выходит на Amstrad CPC, Commodore 64, ZX Spectrum. Помимо этих платформ есть версия игры под DOS и неофициальный порт на Commodore Plus/4.
Жанр игры нисколько не изменился - это всё так же платформерная аркада с элементами РПГ, приключения и бит'эм апа.
Сюжет продолжает события первой части игры. Как мы помним, безымянный ниндзя сумел таки выкрасть диск с именами повстанцев с секретной базы некоего диктатора. Оказалось что помимо списка, в информации было указано место ещё одной секретной базы, на которой помимо всего прочего находилась ракета с ядерной боеголовкой. Именно из-за этой информации нашего героя выследили и убили агенты диктатора. Но в названии игры не зря есть словосочетание "Avenging Angel", что в переводе означает "Мстящий Ангел" - на сцену выходит сестра погибшего, тоже, кстати, ниндзя, которая отправляется на таинственный остров где находится база, чтобы перепрограммировать ракету, уничтожить всю охрану базы и благополучно свалить с базы на мотоцикле.
Управление незначительно изменилось. Добавился удар ногой в прыжке (нажать удар на бегу), а так же подсечки (вниз + удар). В остальном же всё без изменений - вверх - удар ногой\взбираться по лестнице, вниз - присесть\спускаться по лестнице, огонь - удар\бросание предмета\переключение панелей.
Геймплей. По-прежнему всё действо происходит на одном уровне, который загружается сразу же целиком) Правда в этот раз вся база "занимает" более 700 экранов (в первой части было 118), так что долгие прогулки нам гарантированы. Противниками на этот раз выступают киборги-охранники двух видов - простые каратисты и огнемётчики, ручные пантеры и летучие мыши, сиречь нетопыри. Радует что пантер можно убивать. Не радует то, что противники теперь убиваются не с одного удара, а с нескольких. Мышей тоже убить нельзя. Жизненная энергия всё так же восстанавливается если просто постоять на месте. Разнообразное оружие по-прежнему валяется по всей базе в различных контейнерах.
В игре осталось 9 уровней сложности, однако в этот раз мы не можем их выбирать. Они открываются последовательно, после каждого прохождения игры, кодами. С каждым новым уровнем сложности задача в миссии усложняется. Вот список всего что надо сделать:
- уровень 1 - убить киборгов-охранников, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
- уровень 2 - убить киборгов-охранников, покинуть базу через тоннель пешком;
- уровень 3 - убить киборгов-охранников, собрать две перфокарты, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
- уровень 4 - убить киборгов-охранников, собрать пять перфокарт, отключить заграждение, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
- уровень 5 - убить киборгов-охранников, собрать семь перфокарт, отключить заграждение, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
- уровень 6 - убить киборгов-охранников, собрать девять перфокарт, перепрограммировать ракету, отключить заграждение, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
- уровень 7 - убить киборгов-охранников, собрать одиннадцать перфокарт, перепрограммировать ракету, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
- уровень 8 - убить киборгов-охранников, собрать четырнадцать перфокарт, перепрограммировать ракету, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
- уровень 9 - убить киборгов-охранников, собрать четырнадцать перфокарт, перепрограммировать ракету, отключить заграждение, покинуть базу через тоннель на мотоцикле;
Немного общей интересной информации:
- на этот раз комплекс просто огромен. Он представлен тремя надземными корпусами и лабиринтом подвальных сооружений. Между частями можно перемещаться под землёй, по земле, или по канатам, протянутым между вышками;
- нас "высаживают" сверху, на дельтаплане. Ракета и пульт для отключения защиты находятся в правой части комплекса. Мотоцикл и тоннель на выход - в левой нижней части. Секретная комната с бессмертием - в левой верхней части;
- куски перфоленты лежат в одних и тех же местах, плюс есть ящик с бесконечными перфокартами. Он находится на пару этажей ниже комнаты с бессмертием;
- в бета-версии игры ракета выглядела по-другому, плюс потолок над ней был раздвижной. Именно это заставляет всех фанатов до сих пор думать, что при выполнении некоторых условий на ракете можно улететь)
Ещё немного хелпа для желающих под спойлером
Commodore 64
PC (DOS)
Две игры, Saboteur и Saboteur II представляют собой законченную серию игр. Официально больше игр в серии не выходило, несмотря на слухи. Однако есть несколько неофициальных версий и информация о том, что могло бы быть. Ниже можно прочитать всё, что мне удалось найти.
Версия игры с 4мя персонажами, для PC. Является скорее попыткой сделать что-то по мотивам, но общие принципы и похожие модели угадываются.
Неофициальное продолжение, основанное на принципах серии. Сделано французами в 2012м году для Atari ST.
Известно, что Durell Software планировали-таки продолжить серию и даже велась разработка игры под руководством Майка Ричардсона (Mike A. Richardson). Релиз игры так и не состоялся, зато остались некоторые технические наброски, из которых можно понять следущее:
- глав. герой мужского пола в традиционном китайском костюме, возможно "умерший" герой из первой части. Есть вариант в костюме ниндзя с маской;
- несколько скриншотов с видами моря, названных "seabase" - возможно на этот раз база диктатора была бы под водой. Там же видно что игра не плоская, а в каком-то подобии 2.5D, по крайней мере визуально;
- противники - роботы, как во второй части игры. Ещё есть модели акул и рыб, возможно тоже противники;
- анимация взрывов или стрельбы, так что возможно планировалось несколько видов огнестрельного оружия или гранат. Плюс новые виды холодного оружия;
- шкала "дыхание" что может свидетельствовать о возможности плавания. Шкала "ammo" в пользу количества патронов и огнестрельного оружия. Шкала "muscle", "wounds" и иконки с цифрами, что может говорить об инвентаре и изменённой системе подсчёта повреждений;
- наброски анимации для ползанья, карабканья по стенам и плавания;
- несколько пинбольных столов - встроенная игра? средство для решения какой-нибудь загадки?
- развернутая модель отдельного здания маяка показывает что цветов в палитре игры будет использоваться поболее чем в первых частях.
Это продолжение игры, разработкой которого для PC занималась компания Bacchus Software. Насколько я знаю, эта версия игры так же не была выпущена, имеются лишь скриншоты да коротенькое описание игры. Судя по системным требованиям и графике игра разрабатывалась гдето во второй половине 90х годов. Примерный перевод превью:
Слухи о смерти ниндзя-саботёра были сильно преувеличены!
Похоже что их специально распространила его организация, чтобы дать ему отдых. Официально отстранённый, он по-прежнему обучается боевым искусствам и сам тренирует одарённых учеников.
Действие игры происходит на отдалённом острове, возникшем после извержения вулкана. Покрытый густой растительностью, этот остров - идеальное место для базы Величайшего Криминального Ума. Его мощь строится на армии ниндзя и технике, благодаря которой он раскрыл потенциал человеческого мозга.
Игру вы начнёте на мирном пляже, однако очень скоро вам придётся прокладывать свой путь через множество враждебных локаций, заполненных ниндзя, солдатами, роботами, элементалями и самим Надмозгом.
Cаботёр III - быстрый 3D платформер. Игра базируется на пяти элементах философии ниндзя - воздухе, огне, земле, воде и пустоте и имеет детальный сюжет и отличные технические эффекты.
Игрок принимает на себя роль отставного тренера боевых искусств, брошенного в приключение эпических масштабов. Реалистичный окружающий мир содержит множество загадок и врагов, стоящих на пути к Надмозгу.
В игре нет уровней как таковых, повествование делится на главы, в каждой из которых своя задача. У игрока будет полная свобода передвижений в определённой области карты, ограниченной решаемым заданием.
Под спойлером обещания разработчиков
- Indoor and Outdoor scenes
- Full Map and Texture spooling
- Lens Flares
- Mirrors
- Light Sourcing
- 8 Levels of translucency
- 16 Levels of refraction
- Realistic smoke, gas, and fire
- Full screen texture blurring\antialising
- Morphing creatures\landscapes
- Morphing textures
- Multiple screen modes
- Full real-time multicoloured lighting
- Natural lighting (varies with time of day)
- Portable video-cameras & monitors