Всё течёт, всё меняется, вот и консоли из большой машины с диодами и транзисторами или такой же большой машины с одним единственным чипом переходят на микропроцессоры. Ещё одной немаловажной деталью становится повсеместное использование картриджей. В целом, второе поколение начинается в 1976м году с запуска Fairchild Channel F, а заканчивается крахом индустрии видеоигр 1983го года.
Напомню, что попытки использовать картриджи были ещё в Magnavox Odyssey, но из-за большей стоимости производители предпочли приставки PONG-типа со встроенными играми. А микропроцессоры были известны ещё с конца 60х годов, но использовались в основном в военной промышленности и других государственных структурах. И первым, кто решил это всё объединить были создатели приставки Fairchild Channel F. Роберт Нойс (Robert Noyce) разработал для неё процессор Fairchild F8, который был посложнее типичных интегральных микросхем, использовавшихся в то время, поэтому он выпускался в виде двух отдельных микросхем, составлявших вместе полноценный центральный процессор. Выпускается приставка в 1976м году. Графика была цветной. Звук выводился через встроенный динамик. Именно эта консоль подтолкнула Atari к выпуску через год своей первой приставки на картриджах - Atari 2600. Интересно, что Fairchild изначально назвали свою приставку Fairchild Video Entertainment System (VES), а Atari, чтобы сыграть на названии, назвали свою приставку Atari Video Computer System (VCS). В итоге Atari 2600 захватывает Американский рынок примерно к 1979му году, так как Fairchild уходит с рынка, решив что мода на видеоигры прошла. Вообще, всё поколение проходит под эгидой Atari, которая закрепляет свой успех выпуском Atari 5200 в 1982м году. Но главенство Atari не значит, что больше ничего интересного не появлялось.
В 1977м году появляется Bally Astrocade, созданная Midway (да, именно, та самая компания подарившая нам Mortal Kombat). Приставка интересна тем, что для неё выпущен картридж с Бэйсиком, на котором можно было с трудом, но программировать. Так же для приставки есть специальный модуль, превращающий её в "настоящий компьютер".
В 1978 в игру возвращается Magnavox со своей Maganvox Odyssey 2. Приставка имела полноценную мембранную клавиатуру, которую можно было использовать для выбора опций, обучающих игр и программирования. Так же для приставки имелся модуль синтеза речи.
В 1979м году случается первый большой скандал, повлиявший на всё дальнейшее развитие индустрии видеоигр. Дело в том, что изначально все игры для приставки разрабатывались компанией, создавшей приставку. Но часть программистов была недовольна таким раскладом, ибо в то время как они получали за свою работу пару тысяч долларов, игры произведённые ими, приносили компании доходы в несколько сотен тысяч а то и миллионов долларов. Поэтому в 1979м году из Atari уходит часть программистов - Дэвид Крэйн (David Crane), Ларри Каплан (Larry Kaplan), Алан Миллер (Alan Miller) и Боб Уайтхед (Bob Whitehead) - и основывают Activision, ставшую первой компанией - независимым разработчиком видеоигр. Вслед за первой ласточкой потянулись и другие программисты, предпочитавшие разрабатывать и издавать игры самолично.
В 1980м фирма Mattel выпускает приставку Intellivision. Хронологически приставка конечно попадает под второе поколение, хотя имеет в себе 16тиразрядный центральный процессор General Instrument CP1610.
В 1982м году выпускаются последние значимые приставки этого поколения. Emerson Arcadia 2001, известная огромным количеством названий, под которыми приставка выпускалась в разных странах. Vectrex - уникальная игровая консоль, использующая векторный монитор. Собственный монитор был чёрно-белым, а на экран надо было накладывать полупрозрачные раскрашенные плёнки, которые давали иллюзию цвета для каждой отдельной игры. ColecoVision отличалась совместимостью с Atari 2600, плюс к этому имела графику игровых автоматов того времени, а позднее к приставке было выпущено несколько модулей, превращавших её в полноценный компьютер.
Отдельно хочется сказать про игры. Именно в этот период на приставках появляются такие хиты, как Adventure, Frogger, Pitfall!, Space Invaders, Spy Hunter.
Но ничего не вечно под луной, вот и второе поколение консолей подошло к своему концу в 1982м году. Именно тогда начался процесс, получивший название "крах индустрии рынка видеоигр 1983 года". Выделяют три основные причины, способствовавшие этому кризису.
Первая - разнообразие. К 1982му году рынок консолей был огромен. Покупатель мог выбирать из более чем десятка приставок, большая часть из которых была несовместима друг с другом. Плюс у каждой приставки был свой набор игр;
Вторая - домашние компьютеры. Примерно в это время начинается агрессивная реклама от производителей домашних компьютеров. Сильно падают цены на домашних любимцев, которые помимо игровой функции несли с собой и образовательную, на что и упирала реклама;
Третья - сами игры. Компании перестали следить за качеством игр, что привело к появлению огромного количества низкопробной продукции. Даже Atari умудрилась облажаться на выпуске порта Pac-Man'а для своей 2600 и выпуске игры E.T. the Extra-Terrestrial, понадеявшись, что громкое имя позволит быстро рапродать эту ужасную игру;
Итогом кризиса становится банкротство Atari и Magnavox, застой в индустрии видеоигр и перенос игрового рынка из США в Японию, которая становится законодателем в этой индустрии, что мы и видим даже в наше время. Ведь именно из Японии приходит приставка, ознаменовавшая собой расцвет игровой индустрии и наступление третьего поколения игровых консолей, но это уже отдельная история...
И снова посмотрим на основных представителей поколения. Начнём по порядку, с
Так уж оказалось, что эта мало кому известная приставка стала второй приставкой использующей картриджи в качестве носителя информации и первой, использующей программируемые картриджи. Как я уже писал, она разрабатывалась на процессоре Fairchild F8, созданном Робертом Нойсом. Роберт Нойс, если кто вдруг не знает, после этого ушел из Fairchild, чтобы основать компанию Intel вместе с Гордоном Муром. Изначально, при запуске, приставка получает имя Video Entertainment System (VES), однако после выхода в свет Atari 2600, на старте названной Video Computer System (VCS) приставку переименовывают в Fairchild Channel F. Разработкой и выпуском занималась компания Fairchild Semiconductor. Релиз состоялся в августе 1976го года по цене 169.95 доллларов США. Мощности процессора хватало чтобы сделать в играх какой-никакой искусственный интеллект, что тоже было впервые, т.к. до этого всегда требовался живой оппонент. Ещё одной особенностью было наличие кнопки "hold", позволявшей останавливать игру. Приставка была цветная, восьмицветная. Звук на первых моделях выводился через встроенный динамик. Приставка имела две встроенных игры плюс двадцать семь картриджей, среди которых были не только игры, но и образовательные программы. В 1979м права на Channel F приобретает Zircon International и выпускает Channel F System II, основным отличием которой являются съёмные пульты управление и вывод звука через телевизор.
Приставка, с которой во многом и ассоциируется второе поколение. Появляется в октябре 1977го года и уже в 1988 году завоёвывает практически весь рынок. Название Atari 2600 появляется лишь после выпуска модели Atari 5200, до этого же приставка называется Atari VCS. Разработка приставки, прототип которой назывался Stella, обошлась в сто миллионов долларов. ЦП - MOS Technology 6507, а чип в котором объединились все компоненты назвали TIA (Television Interface Adaptor) и именно после разработки и отладки этого девайса приставка начала свой путь к сердцам и кошелькам геймеров. На момент выпуска в библиотеке было всего 9 игр, в последующий год добавилось ещё три игры. Стоила приставка на старте - 199 долларов. В комплекте шли два манипулятора. После первого краха рынка видеоигр, Fairchild уходит, и Atari остаётся практически в одиночестве на олимпе. Кстати именно благодаря тому, что на приставку портировано множество игр с игровых автоматов, её продажи были так огромны. На данный момент фигурируют цифры порядка сорока миллионов проданных копий. В 1982м году на смену Atari 2600 выходит менее успешная Atari 5200.
Несмотря на то, что приставка формально относится ко второму поколению, она является запоздалым ответом ещё на первую Magnavox Odyssey. Пять встроенных игр и около десятка картриджей - вот и всё игровое наследие этой системы. Чёрно-белая графика, два встроенных в корпус джойстика-клавиатуры-с-десятью-кнопками и унылый встроенный динамик так же не способствовали популярности системы.
Приставка, изначально названная Bally Home Library Computer должна была распространяться по почте. Выпускалась она компанией Midway, игровым подразделением Bally Technologies. Из-за проблем с материнской платой до 90% приставок из первых партий было возвращено. Позднее права на выпуск приставки неоднократно продавались, что приводило к смене названия. Консоль интересна тем, что имея разрешение 160х102, можно было добиться его повышения до 320х204. Игры для приставки выходили как на картриджах, так и на аудиокассетах, общее число выпущенных игр колеблется в районе 50ти. Ещё был модуль ZGRASS, превращающий консоль в домашний компьютер с полноразмерной клавиатурой, математическим сопроцессором, и I/O портами для дисковода.
После слияния с Philips, Magnavox продолжает заниматься рынком консолей и выпускает вторую версию своей приставки, уже с полностью программируемыми картриджами. Релиз приходится на 1978й год с шестью играми и ценой в 179.95 долларов. Приставка изначально уже имела полноразмерную клавиатуру и оригинальные джойстики (квадратной формы, с единственной восьмипозиционной рукояткой и кнопкой на ней). Так же к системе был придуман модуль, позволявший использовать синтезированную речь. Общая библиотека игр для приставки - в районе сотни.
Название приставки образовалось путём сокращения двух слов - "Intelligent Television" - "Интеллектуальное Телевидение". Выпускается она в 1979м, с целью "убить" Atari 2600. Стоила приставка тогда 300 баксов и имела 4 встроенные игры. Считается первой 16тибитной системой, хотя из-за некоторых особенностей правильнее будет называть её 10тибитной. Интересными были джойстики - на них была цифровая клавиатура с кнопками 0-9, направляющий диск и кнопки по бокам. Ещё к приставке дополнительно выпускались синтезатор речи, клавиатура, музыкальная клавиатура и адаптер для картриджей Atari 2600. Не забудем и о возможности "скачивать" игры, правда из-за отсутствия места для хранения, они стирались после выключения приставки. Всего на приставку имеется около полторы сотни игр, включая хоумбрюшки и прототипы.
Игровая система, выпущенная Coleco Industries в 1982м году. Изначально продавалась с игрой Donkey Kong, специально портированной сюда с игровых автоматов. К приставке так же выходил дополнительный модуль, превращающий её в компьютер. За всю жизнь приставки на неё было выпущено около 170 игр, причём большая часть была портами с игровых автоматов. Консоль имела совместимость с Atari 2600 после покупки и установки спеиального модуля Expansion Module #1. Большинство игр имели задержку перед запуском в 12 секунд, что объяснялось наличием специального цикла в БИОС'е.
Очень оригинальная и самобытная консоль. В отличие от остальных приставок, которые подключались к телевизору, Vectrex имела свой собственный монитор, причём этот монитор был монохромным и изображал векторную графику. Для каждой игры на экран накладывалась специальная плёнка, которая создавала иллюзию цвета. Большинство игр были портами с игровых автоматов, а всего в библиотеке насчитывается порядка тридцати игр, плюс некоторое количество прототипов и хоумбрюшек. У системы были довольно оригинальные джойстики, напоминающие контроллеры с игровых автоматов.
Примерно в этом же поколении стационарных приставок появляются и первые портативные консоли...
Появилась в 1979м году. Подробнее о ней я уже писал здесь.
Начинаются производиться с 1980го. Их придумал для компании Nintendo гуру Гунпей Ёкои (Gunpei Yokoi). Подробнее об этих играх написано тут.
Появилась на свет в 1984м году с целыми пятью играми. Про эту приставку тоже готовится более подробный рассказ.
По поводу эмуляции приставок второго поколения. Большая часть этих раритетных машин эмулируется мультиэмулятором MESS в той или иной мере. К тому же, практически для каждой консоли есть отдельные эмуляторы.
P.S. Напоследок - ещё немного фотографий различных приставок этого поколения.