С чего бы начать этот пост... Пожалуй так...
Четвёртое Поколение Игровых Систем
По новой традиции это поколение именуют 16битной эпохой. Начинается оно в 1987м году выпуском первой 16битной приставки PC Engine\TurboGrafx-16 от NEC, а заканчивается... Если судить по битности, то заканчивается оно в 1993м, с началом продаж консолей пятого (32битного) поколения. Если же судить по производству консолей и аксессуаров, то длительность поколения можно продлить ещё на годик. Именно в этом поколении компании широко используют возможности расширения изначальных мощностей своих приставок, выпуская аддоны к ним. Например TurboGrafx-CD от NEC, Mega-CD\Sega CD от Sega.
Итак... Точка отсчёта - 30е октября 1987го года. Именно в этот день в Японии выходит PC Engine - первая 16битная консоль. Она является продуктом сотрудничества Hudson Soft, которая вдобавок придумала для неё носители - ХаКарты, и NEC, взявшей на себя всю основную работу по раскрутке системы. Несмотря на то, что NEC были первыми, приставка получила более-менее обширное распространение только в Японии, причём не в последней степени засчёт игр "для взрослых". А основная борьба в поколении разворачивается между Sega с её Mega Drive\Genesis и Nintendo с её Super Famicom\SNES.
1988й год. Практически через год после выпуска PC Engine, появляется первый конкурент - Mega Drive от Sega. Сердцем приставки был знаменитый процессор Motorola 68000, который и по сей день используется в производстве. Сейчас может показаться удивительным, но на старте продаж у фирмы не было официального талисмана. Знаменитый синий ёж Соник появился лишь в конце 1991го года в игре Sonic The Hedgehog. В этом же году выходит первый аддон к приставке от NEC - TurboGrafx-CD, добавляющий возможность играть в игры на CD. Следует сказать, что на дисках выходили как абсолютно новые игры, так и расширенные издания игр, ранее выпущенных на картриджах и ХаКартах.
1989й год становится хорошим годом для северной америки) Во-первых, NEC выходит на североамериканский рынок, переименовав PC Engine в TurboGrafx-16 и немного изменив форму консоли. А также выпускает SuperGrafx - улучшенный вариант TurboGrafx-16, выходивший только в Японии и не получивший широкого распространения. Возможно из-за того, что к нему было выпущено всего семь игр. Во-вторых, Sega тоже выходит на рынок северной америки, переименовав свою приставку в Genesis, чтобы избежать каких-то проблем с авторскими правами.
1990й год. Тут уже радость для Европы - и NEC и Sega запускают официальные продажи своих приставок в Европе. Помимо приставок от этих двух фирм, в Японии наконец-то появляется ещё один конкурент - Super Famicom. И именно между Super Famicom\SNES и Mega Drive\Genesis разворачивается очередной виток действа, названного впоследствии консольными войнами, но об этом ниже. Nintendo идёт проторенной тропой и во второй раз заключает соглашение с компанией Sharp на выпуск моноблока, состоящего из телевизора Sharp и приставки Super Famicom. Обещалось улучшенное качество картинки и звука, по сравнению с другими вариантами.
И именно в этом году компания SNK Playmore пытается выйти на рынок видеоигр со своей системой NEO GEO. Neo Geo MVS выпускается для стационарных игровых автоматов, а Neo Geo AES создаётся как домашняя игровая система на картриджах.
В 1991м году Sega, решив не отставать от NEC, выпускает свой приставочный аддон - Sega CD\Mega CD, который подключается к Mega Drive\Genesis и позволяет запускать игры с компакт дисков. Помимо этого он давал возможность смотреть фильмы и использовать диски для караоке. В свою очередь NEC решает объединить свою приставку с аддоном и выпускает их вместе в виде PC Engine Duo\TurboDuo.
В 1992м году все ненадолго затихают, только SNES отправляется покорять Европу. Ну ещё выходит мегараритетная приставка с 286м процессором и предтечей Windows CE на борту - Memorex\Tandy VIS.
1993-94й года знаменуют собой закат четвёртого поколения... Nintendo представляет систему Satellaview - модем, через который загружались игровые новости и некоторые, специально переработанные, игры. Выходит Sega Mega Drive II, отличающаяся от предшественницы в основном косметически. Так же Sega выводит на рынок Sega Multi-Mega\CDX - объединённые Mega Drive\Genesis и Mega CD\Sega CD, Sega 32X - аддон, для которого создавалась своя библиотека 32битных игр, Sega Pico - приставка, нацеленная на детей младшего школьного возраста с большим уклоном в обучающие игры. SNK тоже пытается уйти от картриджевых носителей и выпускает Neo-Geo CD. А ещё, именно в этом году появляется первая рейтинговая система для видеоигр - Videogame Rating Council (VRC).
Несмотря на начало производства консолей пятого поколения и "конец" четвёртого, происходит ещё несколько интересных вещей. Тайваньская фирма Funtech в 1995м выпускает свою приставку Super A'can на базе Motorola 68000 с целыми 12ю играми. Sega в 1998м выпускает Mega Drive III\Genesis 3 - бюджетный вариант своей приставки. Nintendo в 1997м запускает SNES 2\Super Famicom Jr. - так же облегчённые версии своих приставок, а так же планирует но отменяет свой CD-аддон.
По сути, это конкурентная борьба между производителями за место под солнцем. В консольном мире первая явная и значимая война была ещё в 8битную эпоху (третье поколение) между Nintendo с Famicom\NES, Sega с Master System и Atari с 7800. Nintendo победила с результатом в 62 миллиона проданных приставок, оставив обоих конкурентов довольствоваться десятью процентами рынка.
В четвёртом поколении такая борьба развернулась между теми же основными противниками. Со стороны Nintendo в бой вступает SNES, со стороны Sega - Sega Genesis. Sega начинает, выпустив свою приставку на два года раньше. Поскольку североамериканский рынок в то время был "занят" 8битной NES, то Sega удаётся довольно быстро обойти конкурента. Так же этому способствовала агрессивная реклама и закупка лицензий на практически все известные виды спорта, по которым выпускаются неплохие симуляторы. Продажи приставок вырастаются ещё выше, когда в обойме появляется талисман Сеги - Соник. Однако к этому моменту Nintendo всё-таки решает перейти в 16битный формат, поэтому итог противостояния в Америке - примерно 60% рынка остаётся у Sega, а где-то 35% - у Nintendo. Оставшиеся 5% - это NEC, которой так и не удалось здесь проявить себя и Neo Geo со своей очень дорогой приставкой. В Японии же всё складывается наоборот. Популярность PC Engine не даёт развернуться Mega Drive в полную силу, поэтому когда появляется Super Famicom, она быстро подавляет PC Engine, став безоговорочным лидером на Японском рынке. Зато в Европе Sega удаётся так же выйти на первое место по числу продаж, а в Бразилии, где эту компанию любят ещё со времён SMS, Sega получает аж 75% рынка.
Итог сей войны - Nintendo - почти 50 миллионов официально проданных приставок и лидирующее положение в Японии, Sega - почти 40 миллионов официально проданных приставок и лидерство в Северной Америке, Европе и Бразилии, NEC - чтото около 10 миллионов проданных приставок. Жаль здесь не учитывается Россия, в которой по прикидкам на одну официальную проданную Сегу приходилось несколько десятков клонов.
Поскольку большая часть игровых серий запускалась ещё в третьем поколении, то здесь разработчикам оставалось лишь развивать и улучшать выпущенное ранее. Плюс возраждается идея о портировании хороших игр с игровых автоматов, что пораждает огромное количество хитов, вышедших как эксклюзивно на отдельные приставки четвёртого поколения, так и многостаночников. В частности хорошее развитие получили такие серии как Donkey Kong, Dragon Quest, Final Fantasy, Mario, Metroid, Mega Man, Street Fighter, Zelda. Из игр, которые появились в этом поколении можно упомянуть Kirby, Mortal Kombat, Secret of Mana, Star Fox и впервые появившийся талисман Sega - Sonic the Hedgehog.
Теперь немногим более подробно по основным приставкам...
Приставка, начавшая четвёртое поколение консолей. На самом деле NEC немного схитрили - в приставке было два 8битных центральных процессора HuC6280, но зато 16битный видео процессор HuC6270, что всё-таки оставляет за ней звание первой 16битной приставки. Появляется на прилавках Японии 30го октября 1987го года под названием PC Engine. В 1989м году консоль под именем TurboGrafx дебютирует в северной америке, где неверные маркетинговые ходы компании приводят к тому, что приставка практически провалилась. Несмотря на провал в Америке, приставка очень неплохо продавалась в Японии, продержавшись там аж до 1994го года. Приставка известна своими маленькими размерами (14х14х3.8 см) и специально разработанным форматом носителей информации - ХаКартами. А ещё тем, что имела лишь один порт для джойстика. Чтобы поиграть с кем-нибудь, приходилось покупать специальный адаптер, позволяющий подключать до 5ти джойстиков. Официальный талисман компании - Bonk, лысый первобытный мальчишка, про которого выходило несколько игр на различных платформах.
Консоль, гордо носящая звание второй выпущенной приставки в поколении. В начинке имеет честный 16битный процессор Motorola 68000. На прилавках Японии появляется 29го октября 1988го года под именем Mega Drive. В северной америке - 14го августа 1989го, под именем Genesis, что связано с тем, что Сега не смогла доказать свои права на использование названия Mega Drive здесь. Благодаря агрессивной рекламе и отсутствию конкурентов от Nintendo, Genesis добивается хороших успехов в Америке, захватив в итоге около 60% рынка. Официальный талисман - синий ёж Sonic, во многом поспособствовавший продажам консоли. К приставке выходило два аддона - 32X и Sega CD\Mega CD, расширявших её возможности до полноценного аудио-видеопроигрывателя, а так же несколько модификаций внешнего вида.
Последняя из большой тройки приставок этого поколения, появляется на прилавках Японии 21го ноября 1990го года как Super Famicom. В северной америке доступна с 23го августа 1991го как Super Nintendo Entertainment System. Приставка имеет на борту так же честный 16битный процессор Ricoh 5A22 и сразу после начала продаж забирает себе 80% рынка Японии. В америке дела похуже - итоговый результат где-то в районе 30-40%. Одним из факторов провала в америке был выпуск Mortal Kombat в зацензуренном виде, в то время как Sega выпускает полную кровавую версию. Официальный талисман - водопроводчик Mario. Единственная из приставок поколения, не имевшая CD-аддона - он планировался, но потом был отменён. Зато для консоли был разработан специальный чип Super FX, позволивший создавать игры с полигональной 3D-графикой.
Очень дорогая домашняя приставка, имевшая аркадный аналог и подававшаяся как 24битная. На самом деле имела на борту 16битный процессор Motorola 68000 с параллельно подключённым 8битным Zilog Z80 сопроцессором. Приставка появляется в Японии 31 января 1990го года по цене примерно в 650 долларов за приставку и до 200 долларов за картридж с игрой. В америке выходит в 1991м примерно с такими же ценами, но появляется более дешевый вариант (400 баксов) с одним джойстиком и без игры в комплекте. К приставке выходили карты памяти, позволявшие делать до 27ми сохранений. Причём эти карты работали как на домашней версии приставки, так и на аркадной - можно было поиграть в игровом зале, записаться, и доигрывать, прийдя домой.
Отдельного упоминания заслуживают комбайны, созданные на базе CD-плееров. Одним из таких устройств был CDTV, представляющий собой компьютер Amiga 500 с односкоростным CD-приводом, заключённый в стильный корпус. Этот девайс появился в 1991м году, имел на борту процессор Motorola 68000 и опционально мог доукомплектовываться всей компьютерной периферией, типа мышки, клавиатуры, FDD и HDD. Через два года производство CDTV сворачивают, сосредоточившись на более успешных проектах.
Ещё один комбайн, ставший результатом совместной работы Philips и Sony по разработке новых стандартов компакт-дисков. Приставка могла читать форматы Audio CD (музыка), CD+G (графика), VCD (видео), Karaoke CD и CD-i (тот самый специальный формат, являющийся комбинацией из картинок, музыки, видео и интерактивных программ). На данную приставку выходило очень много интерактивных энциклопедий.
Ещё один CD-плеер с интерактивными возможностями. Для сего девайса была разработана специальная версия Windows - Modular Windows, частично послужившая основой для Windows CE. Основным контентом для приставки были Audio CD и обучающие позновательные программы. Из-за высокой цены, покупатели предпочли купить обыкновенный домашний компьютер.
А это уже нечто феноменальное. Мультикомбайн, способный проигрыватьLD, CD, LD-G karaoke диски. Отдельно продавались модули, дающие возможность поиграть в игры с Sega Mega Drive\Genesis и NEC PC Engine\TurboGrafx 16, причём как на картриджах так и на CD. Вышло это счастье в 1993м году и стоило от 1000 до 2000 долларов в зависимости от комплектации.
По поводу эмуляции... Все картриджевые приставки сейчас замечательно эмулируются как по отдельности, так и в мультиэмуляторах типа MESS. Комбайны тоже эмулируются, правда не полностью.
Четвёртое поколение было весьма продуктивно на выпуск портативных приставок. Видимо прорвало, после долго времени бездействия. Итак...
Появившийся первым, нецветной Game Boy от Nintendo. Благодаря хорошему сочетанию цена\качество\игры становится лидером по продажам.
Atari Lynx. Первая цветная портативная консоль. Подробнее
Sega Game Gear. Вышедшая третьей в поколении, становится второй цветной и в итоге - второй по продажам. Подробнее
NEC TurboExpress\PC Engine GT. Последняя из известных приставок этого поколения. Подробнее
Помимо этих портативок были ещё и локальные продукты, известные в узком кругу, такие как Watara SuperVision (более подробно
И разумеется здесь тоже шла своя портативная консольная война за умы души и кошельки нас с вами, обычных покупателей. Виденье этого процесса я постарался расписать с точки зрения каждой из компаний в описании каждой из портативок, но если в общем... До 1989го года из портативок существовали лишь Microvision, игры из серии Game & Watch, да мало кому известный Epoch Game Pocket Computer. Но в 1989м Nintendo выпускает свой Game Boy. Эта коробочка размерами 148х90х32 мм имела 2,6дюймовый экран с возможностью отображать 4 оттенка серого. Приставка имела отличное время работы от батареек (4хАА - 15-30 часов игры), приемлимую цену (90-100 долларов) и хорошую библиотеку игр, включая обеспечивший бешеный успех приставке и шедший в комплекте с ней Tetris. Через 5 месяцев появляется Atari Lynx, имевшая цветной экран. За ней - Sega Game Gear, (тоже цветная) и NEC TurboExpress (опять же, цветная). Тут следует сказать, что Lynx официально не выходила в Японии, а Turbo Express не загладывала в Европу - возможно это один из моментов, благодаря которому эти приставки занимают 3е (Lynx - 5 миллионов проданных консолей) и 4е (TurboExpress - 1,5 миллиона проданных приставок) место по продажам в своём поколении. Второе место достаётся Sega Game Gear, причём в немалой степени это заслуга появившегося в это время талисмана Сеги - ежа Соника. Ну а на первом месте с большим отрывом находится Game Boy, суммарный объём продаж которого (вместе с вышедшим позднее Game Boy Color) составил около 119ти миллионов экземпляров. Причины такого отставания цветных приставок общие и я уже писал о них - высокая цена (иногда в 2-3 раза), относительно новая технология ЖК-экранов, порождавшая множество технических проблем, и небольшое время работы от батареек. К тому же у Nintendo были преимущества в виде раннего начала с агрессивной рекламой своей портативки и огромная база игр.
P.S. Вот и ещё одно поколение консольной истории позади... Я даже, несмотря на периодическое отсутствие интернета, успел уложиться в ДАП.Напоследок, по доброй традиции, галерея картинок с девайсами, не вошедшими в основной обзор.